Рецензия на спектакль «Тётя Мотя» (реж.В.Туманов)

Невское время No 224(2446) 7 декабря 2000 г.

Впечатление 
Как самого себя…

Режиссеру Владимиру Туманову свойственно брать посредственную современную драматургию и делать из нее хорошие спектакли. То есть чем пьеса несценичнее, чем меньше она имеет отношение к жизни и чем меньше в ней естественности и правдоподобия, тем она Туманову интереснее, и более того — тем интереснее получаются его спектакли. Для очередной постановки в Театре Сатиры на Васильевском острове он выбрал пьесу Ольги Никифоровой «Тетя Мотя» — рядовую мелодраму с любовным треугольником внутри.

Сюжет ее прост, как обыденность. У Кати был муж, которого она очень любила, а он ее бросил. Она уехала в Питер, поступила в институт, с блеском его закончила, получила работу за границей и все это время не переставала любить мужа. В институте Катя подружилась с Аней, которая по возвращении Кати из Германии пригласила ее на свадьбу. Катя приехала, ее встретил жених, который оказался… правильно, ее бывшим мужем. Они провели ночь в беседах и мольбах, после чего Катя ушла, а муж сел в машину и превысил скорость. Аня оплакивала его на груди у Кати, так и не узнав правды, и сказала, что беременна. Тут Катя тоже заплакала, и их общий любимый мужчина продолжился в ребенке, которого они, без сомнения, будут воспитывать вместе. На основе этого сюжета, изложенного в маловыразительных диалогах, можно было накрутить такую мыльную оперу, что зарыдала бы вся Латинская Америка.

Владимир Туманов обошел все душещипательные моменты текста. Он не стал ставить спектакль про поиски любви или про стремление пробиться за замкнутый круг одиночества. Это было бы слишком просто. Тумановские герои ищут понимание, сострадание и жалость не в других — в себе. Это они сами, красивые и удачливые, не способны толком ни жить, ни чувствовать. Как заклинание твердит красавица Катя: «Как я его любила!» А когда он дважды позовет ее назад, умолять будет, плакать, — она не пойдет. Не сможет переступить через свои представления о жизни, отойдет в сторонку от бегущего к ней счастья.

Собственно Аня в этой истории ни при чем, сбоку — не случайно же она почти весь первый акт сидит на краю ковра и, открыв рот, смотрит разворачивающуюся в рассказе Кати трагедию. Так смотрят бразильские сериалы, с болью ощущая проходящую мимо бурную жизнь. Ирина Зубкова играет хрестоматийный тип молоденькой провинциалки: безвкусно одетая, претенциозная, хорошенькая и мечтательная, ее Аня грезит большой любовью и настоящей дружбой. Она старается изображать femme fatal, не понимая, что до настоящей роковой женщины ей чрезвычайно далеко, и что настоящая роковая женщина — это Катя, в вульгарных чулках в сеточку, растрепанная, с усталым взглядом, внятным прошлым и неясным будущим.

Странную пару составляют Катя (Наталья Суфьянова) и ее муж (Алексей Осьминин). Они любят друг друга, выживают друг без друга с трудом, без конца вспоминают что-то, тянутся друг к другу, а встретятся — и разговаривают буквально ни о чем. Один сорвется в искренность, другой тут же оборвет его колкостью. Один рванется к мелькнувшей надежде, другой немедленно эту надежду грубо погасит, как то и дело они гасят пальцами свечу. У них, казалось бы, все есть для счастья — они красивы, молоды, обеспечены, любят и любимы, а жизнь не складывается.

Они даже стараются не смотреть друг на друга: словно боятся потерять над собой контроль и сказать то заветное слово с той заветной интонацией, которая сразу продаст их слабость. Герои нашего времени не могут себе позволить быть слабыми. Эти молодые люди из приличных семей и с высшим образованием слишком много читали хороших книг, чтобы поверить в собственную значимость. Они ни разу не позволили себе открыться любимому человеку. Муж бьет чечетку и играет на саксофоне, украшает свой дом велосипедной рамой и пьет шампанское из шляпы и из каждого своего жеста делает цитату, напоминая Кате: это мы читали, это мы видели в кино, это не может быть правдой, потому что это уже было. Ни одной прямой отсылки к чему бы то ни было в спектакле не найдешь, но герои постоянно что-то играют сами себе.

Они танцуют танго и страстно целуются, пьют и курят, отвлекаются на мелочи, лишь бы не говорить правды. Спектакль пронизан нездешней, заморской, знойной страстью. А страсть никогда и никому не заменяла искренности в любви. Они сами в себя не верят, сами себя боятся, сами себя не любят, потому-то и не в состоянии полюбить другого. Ведь старый афоризм, вывернутый наизнанку, требует любить ближнего так же, как любишь себя, а уж коли себя не любишь, то и ближнего не сможешь.

Владимир Туманов рассказал красивую и страшную историю людей, сломавших свою жизнь своими руками из-за неумения и страха быть искренними. И в зеркальном месяце, на котором, как на качелях, покачиваются герои, в зеркальном месяце, который родом из нашего всеобщего детства, из заставки к любимой когда-то передаче «Спокойной ночи, малыши», себя увидит и узнает не одно поколение.

А тетей Мотей зовут куклу. Тряпичную лупоглазую куклу, которую Катя подарила мужу на день рождения. Рыжее, унылое, бесчувственное, но симпатичное существо.

Елизавета МИНИНА

http://www.pressa.spb.ru/newspapers/nevrem/arts/nevrem-2446-art-5.html

 

3 мысли о “Рецензия на спектакль «Тётя Мотя» (реж.В.Туманов)”

  1. Наташа, Вы- необыкновенная актриса!
    Однажды увидела Вас в театре, в одной из Ваших ролей в «Тёте Моте». Помню,пришла после этого спектакля , потрясённая Вашей самоотдачей и погружением в роль, вы ее не играли, а проживали.
    Сыграть так просто невозможно,мне кажется, не испытав в жизни такую боль! Я плакала … Аплодисменты стоя!

  2. Почему таких спектаклей сейчас не ставят ПРО ДУШЕВНОЕ,НАСТОЯЩЕЕ?ПРО ВЕЧНОЕ?Спектакли,после которых хочется стать лучше… Лет десять назад посчастливилось увидеть этот спектакль И НЕ МОГ СДЕРЖАТЬ СЛЁЗ…Спасибо Вам за настоящие искренние чувства.

  3. Потрясающий был спектакль в театре Сатиры на Васильевском. Настоящий. Хвала режиссёру Туманову. Восхитительный актёрский дуэт- Суфьянова Наталья и Алексей Осьминин. Как жаль,что этого актёра уже нет в живых.Спектакль оказался для него роковым…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *